Из ночного урока от 4-го Сентября 2003 г.


«Атомная бомба», подготовка к Суккот


       Прежде всего, мы должны начать читать немного о Новом Годе (Рош а-Шана), Судном дне (Йом Кипур) и Суккоте из книги «Врата намерений» (Шаар а-каванот). Кроме того, мы должны немного почитать об этом из сокращенного варианта книги «Накрытый стол» (Шульхан Арух). Это даст нам некоторое понимание внутренней части вопроса: от внешнего к внутреннему. Кому-то нужно на ближайшие несколько недель составить график того, как мы будем читать и изучать это.

       Сейчас нужно сосредоточиться только на Суккоте. Благодаря тому, что это реализуется, причем реализуется хорошо и правильно – мы действительно получим недостаток (ненаполненное желание) к пробуждению каждого от всех. Представь себе, что ты получаешь недостаток от тысячи человек. Разве может быть, чтобы в результате этого ты просто не прорвался в духовное? Я говорю серьезно: если человек, включающийся в такую группу, которая соберется на эти несколько дней, захочет получить от товарищей недостаток и действительно будет в большой тревоге искать его – это безусловно станет таким мощным потенциалом внутреннего напряжения, устремленного к Высшему, который будет обязан перевести нас за махсом.

       Мы должны понять: это все равно что взорвать атомную бомбу. Благодаря чему происходит такой сильный взрыв, такой мощный выброс энергии? Благодаря тому, что ты чересчур сближаешь атомы друг с другом. В этом всё дело, и потому выходящая энергия максимально велика – все расстояния между частицами сводятся к нулю.

       Вот, что такое единение. Говорят, что вся наша вселенная образовалась из одного «зернышка» с бесконечной плотностью. Так же и в атомной бомбе: сначала производят обычный взрыв, посредством этого сжимают материю, и тогда, вследствие сильного сжатия и сближения атомов, начинается реакция, приводящая к этому выбросу энергии.

       То же самое и здесь у нас. Если мы подобным взрывом соединим себя воедино в своих желаниях, прилагая единое усилие и не разбрасываясь на различные иные цели и глупости – то безусловно сможем получить такой же потенциал, как у бомбы, и сможем пройти. У меня нет сомнений.

       И здесь я не то, что боюсь – я думаю, что возможен успех для тех ребят, которые приезжают издалека и у которых нет вообще никакой связи ни с чем. Сеня спросил у них: «Зачем вы приезжаете?» – «Мы приезжаем, чтобы пройти махсом». Может быть, это наивно, но это необходимо. Это такой уровень... Всякое бывает, но если мы пренебрежем этим, то очень повредим себе.

       Вопрос: Вы говорили о радостной праздничной атмосфере среди учеников Ребе. Когда вы спросили его: «Чего нам не хватает?» – он ответил: «Атаки». Чего же нам не хватает?

       На Суккот у Ребе царила не радостная, а очень напряженная атмосфера. Все были взведены. Это безусловно было время желания. Не просто так он это сказал. Это действительно так. Теперь я знаю, что если бы тогда мы могли чуть более сплотиться... Каждый горел, но не все мы вместе. Не все вместе – в этом проблема.

       Представь себе военный отряд, не прилагающий стараний к одной общей цели. Каждый хочет преуспеть – и что дальше? Неразбериха, люди только убивают друг друга, вместо того чтобы атаковать врага. Это то, что происходит с нами. И тогда Ребе сказал: «Сколько вас тут? 15-20, неважно. Если вы произведете общее усилие, общую атаку, все вместе – то преуспеете сейчас».

       На протяжении истории всегда бывали подобные счастливые возможности.

       Вопрос: Мы говорили о том, что должны прийти к «вратам слез» (шаар а-дмаот). Такая напряженная ситуация может привести нас к этому?

       Это и называется «вратами слез» – захотеть духовное. Ибо если ты стремишься к духовному, но в одиночку – этого недостаточно, чтобы захотеть его так же, как если бы ты получил желание, в несколько раз большее, чем у тебя имеется. Ты плачешь, но все еще искусственным плачем. Если же ты стремишься получить впечатление от всех – то тем самым отменяешь свое эго. Здесь есть нечто такое, чего нельзя приобрести иначе.

       Это не значит, что к моим десяти граммам стремления к Творцу недостает еще ста грамм, благодаря которым я бы прорвался в духовное. Нет. Так я просто продолжал бы расти до величины в сто грамм. Мы думаем, что таким образом можем увеличить сосуд и войти в духовное, а это неверно. Сосуд растет не от того, что становится в несколько раз больше моего нынешнего недостатка – а в том случае, если я приобрел дополнительный недостаток посредством самоупразднения. Это совершенно иной недостаток: я готов упразднить себя, отказаться от себя, чтобы соединиться с Творцом. Этой составляющей недостает в сосуде; не хватает еще одного, именно этого параметра: я отказываюсь от себя, чтобы соединиться с Тобой.

       Как я это осуществляю, проявляю? – По отношению к товарищу. Мне неважно мое «я», забери у меня эту глыбу, я отрезаю от себя здесь и там – только чтобы соединиться с тобой. А мы думаем лишь о том, как увеличить желание. Увеличение желания не означает духовный сосуд. Не просто так говорят: «ради отдачи». Внутри, в желании, обязана присутствовать самоотмена. А как она осуществляется? – Только относительно окружения. И если нет самоотмены – этого не случится. Если ты не отменил себя по отношению к товарищу, чтобы вместе с ним получить стремление к Творцу – то у тебя нет ни грамма сосуда, устремленного к Творцу. Возможно, ты сидишь и кричишь, испытывая очень большую муку, однако она вовсе не обращена к Творцу, она вся направлена вниз.

       Поэтому без группы, без отношения к другим, ничего не получится, ибо тем самым ты отказываешься от себя – а это то, с чем невозможно согласиться. И тогда, когда я вижу, что важно именно это, и если этого не произойдет, то ничего со мной не произойдет – в ответ на это раскрываются врата слез. Мы плачем о том, что не в силах упразднить себя по отношению к товарищу, что не в состоянии выстроить истинный сосуд, устремленный к Творцу.

       И острота нашего внимания к этому называется большим состоянием сосуда (гадлут а-кли).

       Вопрос: На протяжении дня Он дает столько помех и ударов. Каждый день ты в море помех. И лишь на уроке ты пару раз вспоминаешь о чем-то. Мы просто забываем о главном в течение дня. И слова тоже не помогают. Может быть, пришло время для какого-то особого решения?

       Не следует производить расчет на то, сколько времени в течение дня я был подсоединен к мысли о главном, потому что это от меня не зависит. От меня зависит тот момент, когда я вспоминаю об этом, когда мне напоминают об этом, если я выстроил систему, стараясь вспоминать, обращать свое внимание. Так вот, из состояния, в котором я обращаю внимание, способен вспомнить – оттуда я произвожу действие. Возможно, это будет одно мгновение в день, но это то, что у меня есть возможность сделать. Остальное – есть действия, планируемые свыше, и это неважно. Человек не должен делать расчеты именно на них. Он должен производить расчет на то время, когда у него есть счастливая возможность.

       Существует множество вещей, которые мы проходим неосознанно...

Перевел: Олег И.

 

Jewish TOP 20