Вопрос (Шахар из Кирьят-Моцкин): Я – студент, и получил повестку на ежегодные армейские сборы. Теперь я  сомневаюсь: а стоит ли мне туда идти? Мне кажется, что кроме меня, никто этого не делает, каждый поступает так, как ему заблагорассудится, и только я хожу на сборы каждый год, отдавая всего себя. Служба в армии всегда была для меня очень важной, а сейчас я чувствую, что не хочу туда идти, мне там некомфортно, я не в ладу с самим собой. Мне кажется, что армия меня просто эксплуатирует. Что делать в такой ситуации?

 По правде говоря, я не знаю, почему ты обращаешься ко мне. В прошлом я четыре года работал в армии, в авиационных войсках, занимался обслуживанием самолетов. В какой-то период своей жизни – до того, как защитил докторскую диссертацию, я не нашел другой работы, и чувствовал себя как раз таки комфортно и хорошо среди солдат. Я вспоминаю эти годы как хорошее время жизни. Потом я тоже проходил армейские сборы в разных частях – в артиллерии, в авиации.

Я не  могу сказать тебе, что делать. Ведь в конечном счете ты сам совершаешь для себя расчет. Но представь себе, что произойдет, если все такие парни, как ты, начнут пренебрегать военной службой. Что случится с нашим домом, с нашей страной, со всеми нами?

Допустим, тогда снова призовут в армию меня. Я не против, но каким будет решение? Я не обвиняю тебя. Я обвиняю лишь систему воспитания, которая довела нас до такого состояния. Я был в армии десятки лет назад, и тогда уже видел, что воспитание солдат совершенно запущено. Человека не учат быть гражданином своей страны, частью своего народа. А ведь армия – именно то место, где это можно было бы осуществить. Но каким-то образом общая неисправленность действует везде, где бы мы ни находились, она портит и низводит все вниз.

Поэтому мне нечего тебе сказать. К нашему сожалению, все происходящее с тобой – это действительно общественное явление. Будем надеяться, что из всего, наблюдаемого в нашем обществе, мы поймем, что обязаны сесть на учебную скамью и прежде всего изучить, что делать с нами самими, затем – как организовать нас в этом мире, а потом – во всех мирах, во всей реальности. Нам есть что делать.