Вопрос (Яэль): Не понятно, как может быть, что «праведник – и плохо ему, грешник – и хорошо ему»?

Это выражение имеет много толкований. Говорят «праведник – и плохо ему» потому, что когда праведник, продвигаясь путем Торы, раскрывает и притягивает к себе Высший свет, то начинает оценивать себя не относительно этого мира, а относительно света. И тогда он видит в себе зло: праведник – и зло в нем. Поэтому в той мере, в какой он раскрывает в себе зло, ему плохо.

Иными словами, человек, который хочет подняться до уровня Творца, что, в сущности, является желательной целью, притягивает  с помощью занятий наукой Каббала свет, возвращающий к Источнику. И тогда он рассматривает себя не относительно других людей или известных законов материального мира, а на фоне этого света, и измеряет себя относительно него.

Свет – полностью отдающий, он на сто процентов действует в отдаче и любви к ближнему, ведь если Творец Добр и Творящий добро, то и поступающий от Него свет имеет те же свойства. А человек полностью противоположен – это эгоистическое желание наслаждаться, которое все тянет к себе, чтобы использовать в свою пользу. Причем обнаружить эту свою противоположность человек может только тогда, когда начинает себя исправлять, притягивая свет. Ведь в нашей обычной жизни мы не чувствуем свет. Глядя на окружающих, мы видим, что ничем не отличаемся от других, а «страдания многих – наполовину утешение». Однако когда ко мне поступает свет, и я проверяю себя относительно него, мне становится плохо. И тогда называется, что «праведник – и плохо ему». 

А «грешник – и хорошо ему» потому, что от него свет скрыт, и он чувствует себя в жизни хорошо. В моей жизни все в порядке – так тебе ответит любой прохожий на улице. Разве я плохой? Посмотри на других: все такие, и это нормально. Если нет истинных мер оценки, то человек измеряет себя относительно общества и не видит своих изъянов, а потому ему хорошо. 

Ведущий: Что же будет с праведником, которому плохо?

Праведник выигрывает за счет того, что обладает истиной. Он даже рад плохому ощущению, поскольку знает, чему должен уподобиться. Теперь он может требовать от света, с которым себя соизмеряет, исправления, поскольку этот свет возвращает к Источнику. И тогда он достигает равенства свойств со светом и Творцом, включаясь в вечность и совершенство, присущие Творцу. Тогда ему хорошо!