Вопрос (Лиор из Тель-Авива): Каково Ваше мнение о хасидизме вообще и о книге «Танья» в частности? Почему бы не изучать «Учение десяти сфирот» вместе с этой основной книгой хасидизма?

После Ари у нас был великий каббалист Бааль Шем Тов, который основал течение хасидизма. Он открыл особый класс для молодых людей, стремящихся к духовному, и вырастил из них больших каббалистов. Затем он разослал их по разным районам Восточной Европы в качестве лидеров еврейского народа, который жил в тех местах в очень тяжелых условиях – в нищете и под угрозой погромов. Эти каббалисты называли себя адморами и руководили жизнью народа. У Бааль Шем Това было большое количество учеников, и впоследствии от них образовались различные ветви хасидизма: Вижниц, Гур, Бреслав и другие. Среди учеников Бааль Шем Това был и рабби Шнеур Залман из Ляд («Старый ребе»), автор книги «Тания». В общем, он был одним из многих.

Мы видим, что иудаизм очень богат: он включает в себя много течений, и у каждого из них есть свое место и направление. Человек может быть в том или ином из них, переходить из одного в другое – это его личный вопрос. И я не стал бы утверждать, что именно посредством какого-то конкретного течения можно достичь истины.  

Что же касается науки Каббала, то она появилась намного раньше хасидизма. Она исходит из самого высшего источника и не имеет отношения к массовым учениям подобно хасидизму, призванным обслуживать потребности простого народа. Бааль Шем Тов хотел помочь народу приподняться, поэтому он использовал каббалу Ари, чтобы создать первоначальную учебную базу. Ради этого он основал хасидизм и хотел с его помощью привлечь людей именно к каббале, которая находится на совершенно ином уровне, чем все ветви хасидизма.

Сегодня мы видим, каков уровень всего течения хасидизма по сравнению с наукой Каббала – мы видим результат. Человек, изучающий истинную науку Каббала, изменяется, улучшается, достигает духовного мира и раскрывает Творца. Он достигает раскрытия Творца творению в этом мире согласно определению науки Каббала. В то время как хасидизм лишь поддерживает и укрепляет человека в его повседневной жизни, помогая оставаться «простым евреем».