Вопрос (Гай):  Не ясно, какие желания относятся к материальному, а какие – к духовному? Например, прием пищи ради собственного наслаждения считается материальным, а ради доставления удовольствия Творцу – духовным, хотя само по себе действие не меняется. Это и есть отличие материального желания от духовного? Если да, то, что исправлять в желаниях, которые не притягивают свет, возвращающий к Источнику?

Правильно: в наших обычных естественных желаниях мы ничего не исправляем. Поэтому написано, что «Творцу все равно, как забивают животное – с горла или с затылка». То есть «забиваешь» ли ты его кошерно или не кошерно, по правилам или без них, само по себе это действие не меняет мир, не исправляет душу. Посмотрите, какими словами мудрецы это выразили: «Творцу все равно». Почему? Потому что «заповеди даны не для чего другого, как очистить ими создания», т.е. сделать их неэгоистичными, светлыми.

Именно это мы раскрываем. С помощью чего? - С помощью Торы. А что такое Тора? – Это «свет, возвращающий к Источнику». Написано: «Творец создал злое начало и создал Тору, как средство для его исправления». То есть если в человеке раскрывается эгоизм – злое начало, то ему необходима Тора для того, чтобы этот эгоизм исправить. Но если эгоизм во мне не выпячивается, не взрывается, то я не нуждаюсь в Торе. Я даже не прихожу к ней, ведь Тора – это свет, возвращающий к Источнику. Он исправляет мой эгоизм так, что я уподобляюсь Творцу, Который и является Источником: Добрый и Творящий добро.

А действия, которые принято выполнять в этом мире, являются не более чем обычаями. Мы выполняем их согласно указаниям каббалистов, которые издавна так постановили, чтобы сохранить рамки существования народа. Это стало нашей культурной традицией, но не более, ведь благодаря выполнению этих действий мы не становимся духовными людьми. Мы просто сохраняем свой национальный облик на материальном уровне, в этом мире. 

Но когда речь заходит об исправлении души, о духовном возвышении, то это можно сделать только так, как мы говорили в предыдущем вопросе. В первую очередь, я должен увидеть в себе зло, ощутить пустоту и задать вопрос о смысле жизни. Затем найти способ выйти из своего эгоизма. И тогда за счет изучения науки каббала ко мне приходит свет, возвращающий к Источнику.

 А человек, не осознающий свой эгоизм как зло и не чувствующий необходимости его исправить, выполняет действия в этом мире, которые принято называть заповедями. Однако он не занимается Торой, поскольку Тора - это свет, исправляющий наше эго. 

Ведущий: Гай на примере еды говорит о том, что любое действие можно повернуть, как в одну, так и в другую сторону. Но является ли действие само по себе нейтральным?

Нет. Перед тобой стоит еда, и ты хочешь ею насладиться. Ты можешь этим наслаждением доставить удовольствие себе. Но ты также можешь этим действием доставить удовольствие Творцу. Все зависит от твоего намерения: что ты хочешь сделать этим действием.

Ведущий: Можно сказать, что в этом заключается различие между духовными и материальными желаниями?

 Между самими желаниями различия нет. Все различие заключается в намерении: намерение ради себя называется эгоистическим, а намерение в пользу ближнего или Творца -  святость.