Вопрос (Ханания): Если указаниями сердца я полностью подчиню себе разум, достигну ли я совершенства?

Конечно же, нет. И если вы будете руководствоваться только разумом, не слушая сердце, то тоже нет. Необходимо равновесие между разумом и сердцем, мыслью и желанием. Это равновесие достигается тем, что человек учится, куда направить сердце, ведь нам необходимо исправить сердце - наши желания. Поэтому мы должны определить, какие желания должны быть у нас в исправленном состоянии, и тогда при помощи разума контролировать процесс исправления

Ведущий: Поясните, пожалуйста.

Сейчас у меня плохое, эгоистическое сердце. Я должен привести его к противоположному, хорошему  состоянию - из «черного» сердца сделать «белое». Сначала я читаю, понимаю и решаю, что это действительно цель моей жизни, цель творения, включаясь в которую я достигаю чего-то большого, светлого, бесконечного и окончательно прекрасного. Теперь я должен изучить программу реализации этого процесса - как это сделать, и выполнить с помощью разума.

Следовательно, разум должен помочь мне изменить сердце в правильном направлении, т.е. работа должна быть взаимной. Поэтому у нас есть система желаний, а также система, с помощью которой мы можем их контролировать и изменять. Я изменяю способ, форму и цель их реализации, а сами желания остаются. Различие только в том, ради кого я это делаю.

Ведущий: Тема взаимосвязи разума и сердца очень интересная. Я знаком со многими людьми, которые чувствуют, как Ханания, и считают, что духовное развитие означает больше прислушиваться к сердцу, следовать за сердцем. Есть даже такая книга «Вслед за сердцем».

Но если я следую только за своими желаниями, то нахожусь на животном уровне: животное приводится в действие через желания. Если же я начинаю контролировать желания разумом, то этим поднимаюсь над своим животным состоянием и становлюсь человеком. Однако я не просто действую согласно холодному рассудку – в таком случае я превращаюсь в машину, а поддерживаю равновесие между тем и другим. Я четко определяю, в каком направлении мне стоит продвигаться, и контролирую сердце разумом.