Вопрос: Мой муж часто играет в компьютерную игру, где он автоматчик, который  должен убивать солдат. Мой сын 2.5 лет любит сидеть у него на коленях, наблюдая за игрой. Может ли каким-либо образом повредить ребёнку в столь нежном возрасте идея жестокости, которую он воспринимает? Я сопротивляюсь этому и даже боюсь того, что мой сын в таком малолетнем возрасте видит столь тяжёлые явления. Но мой муж говорит, что такова природа - мужчины играют с оружием, и нет в этом ничего плохого.    

Это верно, что по своей природе мальчики склонны играть в охоту, с оружием, в состязания и другие подобные вещи. Девочки же больше любят играть в куклы, скакалки, танцуют, любят украшения и т.д.

Ведущий: Почему, действительно, мужчины играют в охоту и состязания?

Потому что это соответствует природе: мужчина отправляется на охоту в поисках пищи, чтобы принести её женщине. Даже у животных мы наблюдаем то же самое.

Ведущий: Но почему так устроено в мире?

Потому что женщина ответственна за жилище, за семью, за воспитание детей. Она называется «дом».

Ведущий: Но есть ли у этого корень в духовном? На что мужчина охотится в духовном?

Мужской аспект в духовном – обеспечение света душе, а женский – обеспечение потребности (хисарона) души получить свет. Это две силы: сила потребности в свете и сила притягивания света. Мужчина притягивает свет, а женщина создаёт для этого потребность, необходимость.

Ведущий: Значит, копия в нашем мире - притянуть свет и отправиться на охоту?

Да.

Ведущий: А вредно ли ребёнку участвовать с отцом в игре?

Это уже не охота ради обеспечения существования, а упражнение в том, чтобы убить, обмануть, преуспеть за счет использования других. Разумеется, эти вещи должны быть отвергнуты в самой их основе. С самого начала - еще до его рождения и, конечно же, в период, когда ребенок начинает понимать, давать ему такие игры - очень большая проблема. Он и так приходит в этот мир после предыдущих воплощений, отягощенный эгоистической природой, возрастающим злом, пылающим эго. И мы должны учитывать, что по мере его развития эти свойства еще возрастут. Поэтому с самого раннего детства мы должны привить ему правильные ценности, чтобы он сумел справиться со своей природой.

Помнится, в моё время воспитание было построено на том, чтобы каждый ребёнок знал, что надо быть хорошим: не воюй ни с кем, будь добр со всеми. Почему? Потому что подсознательно мы понимаем, что если человек хорошо ко всем относится, то у него меньше ненавистников, меньше шансов оказаться в проблематичной ситуации или вызвать у кого-то желание ему навредить. Поэтому не надо учить его тому, как убивать других, использовать или преследовать с целью нанести вред. Наоборот: учи его тому, как приносить другим добро. Этим ты, насколько возможно, обеспечишь ему более безопасную жизнь в будущем.

Именно это мы желаем нашим детям. А учить ребенка противоположному, т.е. убивать, значит сделать его несчастным. Всю жизнь он будет находиться под гнетом мысли, что и с ним собираются поступить так же. Какое же внутреннее напряжение его ожидает и для чего? Кроме того, судьба человека зависит от его отношения к окружающим. Насколько он лучше к ним относится, настолько, в конечном счете, от этого выиграет.

Ведущий: Допустим, мы воспитаем так маленького ребёнка….

Не только ребенка. Если бы мы сумели воспитать так весь мир, и все средства массовой информации говорили бы только о хорошем и добром отношении, то дети вырастали бы совсем иначе. В течение одного поколения мы бы увидели, что это поколение совершенно другое по сравнению с нашим. И мы будем воспитывать их добром не оттого, что мы хорошие, а чтобы им было хорошо. Для нас это ложь, ведь мы вовсе не добрые. Но ради них - чтобы мир был для них лучше, - мы обязаны изменить свое отношение к обучению и воспитанию.

Ведущий: Мне хочется поделиться своим личным впечатлением того, как мой сын пошёл в школу, в первый класс. Начальный период его пребывания там был для нас (для него, и, как результат, для нас) культурным шоком. Он рассказывал, что дети постоянно дерутся и на переменах заняты только тем, чтобы навредить друг другу. Таково основное занятие в жизни коллектива. У дочки в школе это не так ощущалось, потому что девочки по своей природе более нежные. Допустим, маленький ребёнок, которого мы стараемся воспитывать только добром и хорошим отношением к окружающим, попадает в общество, имеющее другие ценности. Не окажется ли он этаким «фраером», которого все поколачивают, а он улыбается? Существует такая опасность?

Ты прав. Но, в конечном итоге, я не думаю, что этим он вызывает к себе ненависть или желание его использовать. Нет. Дело в том, что хорошо относиться к окружающим не означает, что он не может дать сдачи. Но ты не учишь его, не «программируешь» постоянно охотиться за людьми, словно какое-то хищное животное.

Мой сын начал учить каббалу вместе со мной – ему тогда было 9 лет. Но вместе с этим он занимался в различных кружках: борьбой, велосипедным спортом и др. То есть я формировал его сильным, но не для того, чтобы использовать других и угрожать своей силой. Он сильный, и в случае необходимости или отсутствия другого выхода может за себя постоять. Но в его натуре нет склонности убивать, преследовать и тому подобного. Должен быть баланс между этими вещами, потому что мы живём в очень и очень жёстком мире. Но мы не обязаны быть как все.