Вопрос: Мне кажется, вопросы и ответы – это очень важный аспект в каббале. Каков духовный корень вопросов, и что делать человеку, у которого нет вопросов?

В Пасхальной Агаде говорится о четырех сыновьях: об умном, нечестивом, несмышленом и неспособном задавать вопросы, то есть, тот, кто не умеет спрашивать - один из них. Что можно сказать о нем? Почему он находится среди остальных сыновей? Существуют всевозможные типы людей, и все они включены в этих четырех сыновей. Они представляют собой четыре стадии, соответствующие буквам йуд, кей, вав, кей истинного имени Творца (АВАЯ), и таким образом мы устроены.

О том, кто не способен задавать вопросы, написано: «Неспособному спросить — сам раскрой». Необходимо  его пробудить, ведь он живет, существует, но пока еще не возник в нем вопрос: «Каков смысл моей жизни? Для чего я живу? Какая польза в моей жизни? Что есть у меня от этой жизни?»  Такой человек находится на уровне животного, и это не оскорбление. У него есть лишь вопросы, относящиеся к существованию в нашем мире, подобные тем, что имеются у каждого живого существа.

Вопросы иного рода – о выходе из Египта, из материального изгнания в духовный мир, к вечности, совершенству, чему-то более высокому, чем наша жизнь, должны подталкивать человека к подъему. Даже вопросы, задаваемые нечестивым, лучше, чем отсутствие вопросов. И мы видим, что всякие неприятные вопросы и даже те, что человек задает, желая навредить, в конечном счете, побуждают его  к тому, чтобы услышать и понять.

И потому указание «Неспособному спросить — раскрой»  является для нас очень важным. Ведь есть много людей, у которых все еще не раскрылась точка в сердце, т. е. не возник вопрос: «Для чего я живу? Какова польза от всей этой жизни? Существует ли вознаграждение и наказание, будущий мир? Что произойдет с моей душой?» В нашем мире эти вопросы возникают все чаще и чаще, и тот, кто не получает ответа, впадает в отчаяние, уходит в наркотики, различные проблемы. Все беды этого мира, по сути, вытекают из того, что человек не знает, в чем смысл жизни. И потому мы должны пробуждать в нем эти вопросы.

Ведущий: Мы должны пробуждать в людях вопросы, связанные с их существованием?

Да, потому что даже под воздействием всевозможных ударов требуется время для возникновения таких вопросов.

Ведущий: Кроме того, удары приносят страдания. Если человек начинает спрашивать, испытывая страдания, то уже слишком поздно?

Да, предпочтительнее, чтобы мы пробуждали в нем такие вопросы и вместе с ними давали ответы. Вопросы типа: «Кто ты? Для чего живешь?» – не совсем приятны. Человеку трудно начать об этом размышлять, и он предпочитает этих тем избегать, ведь «добавляющий знания – добавляет страдания». Но если вместе с вопросом подготовлен ответ – лекарство для обнаруженной болезни, то все в порядке. Это предпочтительнее, чем ее не обнаружить.