Вопрос: Здравствуйте, Рав! Хочу задать странный вопрос. Я иногда бываю в вашем Центре и наслаждаюсь царящей там атмосферой и всем происходящим. Но, как мне кажется, там чувствуется некоторое пренебрежение к эстетике места. Если мы говорим о подобии Творцу, а Он, по-моему, «большой эстет», почему вы не уделяете этому внимание?

Если речь обо мне, что поделаешь – так я выгляжу. (Улыбается).

Ведущий: Нет, она говорит не о Вас, а о нашем центре «Каббала народу». 

Это здание не находится в нашей собственности. Мы не получаем субсидирования от посторонних спонсоров ‒ ни от кого. Мы только собираем нашу десятину: товарищи во всех странах мира, которые у нас учатся, собирают 10 процентов от своих доходов, и на эти деньги существует наша сеть во всем мире. Мы сами себя обеспечиваем. Если бы мы думали о себе, то, конечно, могли бы намного улучшить это место. Но мы думаем, как выйти к обществу. Скажем, телевизионный канал, который вы сейчас смотрите, обходится нам в миллион двести тысяч шекелей в год. Это лишь малая часть расходов, которые мы берем на себя. Понятно, что на все денег не хватает.

Ведущий: А каков общий подход к соотношению внешней формы и внутреннего содержания? Мы находимся в студии, которая выглядит симпатично и вполне приемлемо, но я видел студии более роскошные.

Важно оформление или содержание? Я не понимаю. Тора учит нас скромности: чтобы было чисто, красиво, достойно. Но не следует транжирить на эти вещи больше, чем соблюдение уровня, который не отталкивает человека. Все остальное ты переводишь во внутренний аспект и так к нему относишься. Человек должен понять, что ты приготовил это для установления связи с ним. Мы делаем все, что в наших силах, тщательно проверяя излишки до последней копейки. Мы используем все на благо человечества, на благо ближнего, на распространение науки каббала. К сожалению, пока у нас нет возможности улучшить помещение.